АТОМНЫЕ ХРОНИКИ. ДЕМОНЫ СТРАЦИЙ

Зелёные гримасы остаточной демократии всё же чреваты проблемами для ГХК.

СИЗИФОВ ПРУД

Я вам кое-какие чумные подробности обещал по линии публичных слушаний…

«Одно неизменно в закрытом городе Железногорске: местные экологические активисты бьются с монструозными атомными структурами в попытке защитить право жителей на экологически благополучную среду обитания (насколько эта формулировка вообще применима к городам присутствия ядерных предприятий). Предмет спора — строящееся близ города подземное хранилище для ядерных отходов 1-2 класса опасности и ввод в эксплуатацию второй очереди атомного производства по переработке отработавшего ядерного топлива на Горно-химическом комбинате.

Первая очередь опытно-демонстрационного центра по переработке ОЯТ была запущена в эксплуатацию в 2015 году. ОДЦ должен стать предтечей крупного и мощного завода по переработке ОЯТ — завод под названием РТ-2 планируют построить в Железногорске к 2030 году. Крупный завод нужен атомщикам для того, чтобы на коммерческой основе оказывать услуги зарубежным контрагентам. Радиоактивные отходы, которые неизбежно образовываются при переработке, захоронят здесь же — в строящемся под Железногорском ядерном могильнике.

В апреле в хронологии противостояния общественников с одной стороны и атомщиков с местной железногорской властью с другой произошёл перелом. Железногорский городской суд признал незаконными действия властей по утверждению результатов общественных слушаний о вводе в эксплуатацию производства по переработке отработавшего ядерного топлива. Интересы общественности в суде защищает Красноярская региональная общественная экологическая организация «Природа Сибири».

Горно-химический комбинат и администрация ЗАТО подали апелляционные жалобы в краевой суд. В апелляционной жалобе на решение суда юристы комбината указали следующее: «обсуждение материалов обоснования лицензии для осуществления эксплуатации опытно-демонстрационного центра по переработке отработавшего ядерного топлива ГХК имеет особо важное государственное значение для обеспечения выполнения государственного оборонного заказа».

Представители Росатома сделали очень важное, даже сенсационное, заявление: масштабная переработка ядерных отходов в центре Сибири с последующим захоронением организуется в рамках военного заказа. Быть может, атомщики задумали производить под боком у Красноярска ядерное оружие? Конечно, реальность гораздо прозаичнее: завод по переработке ОЯТ и ядерный могильник нужны структурам Росатома в целях получения коммерческой наживы. Но юристы Горно-химического комбината так хотели скрыть это, что ляпнули нелепое.

На апелляцию атомщиков в своём Facebook обращает внимание железногорский активист Фёдор Марьясов. Он приводит фрагмент из отзыва на апелляционную жалобу Горно-химического комбината: «Если заявитель пытается дать понять суду, что ФГУП «ГХК» под видом создания инфраструктуры для утилизации международных ядерных обременений планирует решать военные задачи, то для мирового сообщества это будет большим откровением, чреватым серьёзным скандалом с далеко идущими последствиями».

Судебное заседание по рассмотрению сразу двух апелляционных жалоб ГХК и администрации ЗАТО г. Железногорск должно было состояться в краевом суде Красноярска 12 июля. Однако судебная инстанция решила до выборов не заниматься потенциально резонансным делом и перенесла заседание» (отсюда).

Традиционно об истории вопроса:

«В основу государственной политики* в области обращения с отработавшим ядерным топливом положен принцип переработки ОЯТ для обеспечения экологически приемлемого обращения с продуктами деления и возврата в ядерный топливный цикл регенерированных ядерных материалов. На текущий момент в Российской Федерации действует единственный завод по переработке ОЯТ – радиохимический завод РТ-1 на ФГУП «ПО «Маяк», обеспечивающий переработку лишь десятой части ежегодно образующегося топлива.

Отсутствие производственных мощностей переработки перекладывает решение проблем на будущие поколения и кардинально не решает возникшие задачи на заключительных стадиях объектов использования атомной энергии. С целью развития мощностей, способных обеспечить переработку, предусмотрено строительство опытно-демонстрационного центра на ФГУП «ГХК».

В рамках ФЦП ЯРБ-1 создан пусковой комплекс ОДЦ мощностью переработки 5 тонн в год, на котором отрабатываются опытно-промышленные технологии переработки. В рамках ФЦП ЯРБ-2 ведется строительство второго пускового комплекса ОДЦ по отработке перспективных технологий, оборудования и переработке ОЯТ тепловодных реакторов проектной мощностью до 250 т ОЯТ в год.

На ОДЦ ГХК предусматривается использование инновационных технологий переработки ОЯТ с минимальным образованием отходов и полным* отсутствием сбросов в окружающую среду. Все высокоактивные ЖРО направляются на установку остекловывания с получением боросиликатного стекла, и далее на временное хранение.

Проектом предусматривается, что при переработке ОЯТ ВВЭР-1000 будут образовываться остеклованные ВАО с максимально допустимым тепловыделением не более 30 кВт/м3 РАО с удельным образованием 0,1-0,12 м3 с тонны ОЯТ, что значительно меньше по сравнению с существующими технологиями. Промышленную эксплуатацию ОДЦ планируется начать на втором этапе реализации ФЦП ЯРБ-2 и до 2030 года переработать более половины накопленного ОЯТ реакторов ВВЭР-1000, находящегося в федеральной собственности».

***

«Вслед за ОДЦ в Железногорске в 2030-2035 годах появится третий завод по переработке отработавшего ядерного топлива. Проектная мощность РТ-3 минимум в три раза превышает потребности российской атомной энергетики (1500 тонн/год). Зачем же Росатому такие запредельные объёмы производства? Ответ дают сами атомщики: для оказания услуг на коммерческой основе, в том числе для зарубежных поставщиков. Независимые эксперты отмечают, что только за 2019 год, до ввода в эксплуатацию второй очереди ОДЦ, ГХК выбросил в окружающую среду актинидов (изотопов плутония и америция – ЗС) в 80 раз больше, чем предписывается радиационным стандартом для атомных станций в США. Причём сделал это на законных основаниях, поскольку российский предел допустимых выбросов превышает аналогичный американский в 20.000 раз».

***

«Предприятие госкорпорации «Росатом» «Горно-химический комбинат» начал у себя пилотную переработку отработавшего ядерного топлива российских АЭС по уникальным технологиям, не создающим рисков для окружающей среды, в промышленном масштабе такая «зеленая» переработка начнется на ГХК после 2020 года, — пишет РИА «Новости». — На изотопно-химическом заводе ГХК ранее был построен самый современный в мире пусковой комплекс опытно-демонстрационного центра по радиохимической переработке ОЯТ, в котором будут применяться новейшие, экологически чистые технологии так называемого поколения 3+. Пусковой комплекс позволит отработать технологические режимы переработки ОЯТ в полупромышленном масштабе».

«На заводе под Красноярском начали пробовать перерабатывать ядерное топливо без образования жидких отходов. Об этом сообщает газета «Страна Росатом». Технология, которую начали применять на железногорском ГХК, позволит сократить количество твердых отходов в 100 раз и не сбрасывать жидкие отходы в реки. После 2021 года планируют запустить технологию в промышленных масштабах и перерабатывать десятки тонн отходов».

***

«Новым генеральным директором ФГУП «Горно-химический комбинат» назначен Дмитрий Колупаев, ранее занимавший должность главного инженера предприятия «Производственное объединение «Маяк» в Озерске Челябинской области. Немаловажную роль в назначении Колупаева сыграл его опыт руководства на «Маяке» заводом регенерации отработавшего ядерного топлива РТ-1, поскольку комплекс «полного развития» опытно-демонстрационного центра ОЯТ ГХК находится в предпусковой готовности. В ближайшие два года именно ввод ОДЦ в промышленную эксплуатацию будет являться главной задачей ГХК. Колупаев отметил, что ввод ОДЦ в эксплуатацию — «задача очень сложная». «Я действительно считаю, что у нас все получится», — сказал Колупаев» (см.).

И теперь непосредственно про суд, если не возражаете.

«Постановлением Администрации от 10.12.2020 утверждён протокол общественных слушаний на тему: «Материалы обоснования лицензии на осуществление деятельности в области использования атомной энергии «Эксплуатация ОДЦ переработки ОЯТ ФГУП «ГХК» г. Железногорск Красноярский край», проведенных 30.11.2020 в ЗАТО г. Железногорск. Истцы полагают, что при проведении слушаний допущены нарушения, которые препятствовали истцам принять участие в общественных слушаниях, а именно:

— в нарушение ст. 25 ФЗ от 21.07.2014 № 2120ФЗ «Об основах общественного контроля в РФ» в период проведения слушаний ограничен въезд в ЗАТО г. Железногорск для иногородних граждан, так как с 05.11.2020 приостановлена выдача пропусков в город, таким образом заинтересованные лица ограничены в участии в слушаниях;

— исходя из Постановления Правительства РФ от 16.03.2020 № 152-п «О введении режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения в Красноярском крае новой коронавирусной инфекции» с 16.03.2020, Указа Губернатора от 27.03.2020 № 71-уг, о недопущении мероприятий с численностью более 200 человек, основания для проведения массового мероприятия при таких ограничениях отсутствуют;

— Администрацией не обеспечено достаточное освещение публичного мероприятия в СМИ, размещены лишь краткие информационные заметки в газетах;

— в нарушение Положения о порядке организации общественных слушаний, утв. Советом депутатов 13.04.2010 № 2-7Р регламент общественных слушаний до участников не был доведен в полном объеме, а именно в части процедуры голосования и подведения ее итогов, в результате голоса участников, принимавших участие дистанционно не были учтены, однако секретарь слушаний ФИО9 в переписке с участниками сообщала, что голоса лиц, принимавших участие дистанционно будут учтены при голосовании;

— в нарушение ст. 25 ФЗ от 21.07.2014 № 2120ФЗ «Об основах общественного контроля в РФ» на требование Марьясова Ф.В. 17.12.2020 выдать регламент слушаний ему сообщено о необходимости сделать письменный запрос;

— в ходе проведения слушаний администраторы видеоконференции отключали звук участникам, видеозапись конференции запрещена, не отвечали на вопросы, докладчиков не было слышно так как пропадал звук, мнение лиц, принимавших участие дистанционно не учтено.

Указывая на данные нарушения, истцы просят признать незаконным оспариваемое постановление.

/…/

Представитель Администрации ЗАТО указала, что постановление Администрации от 19.10.2020 №1962 о назначении общественных слушаний по заявлению ФГУП «ГХК» официально опубликовано на официальном сайте Администрации и в газете «Город и горожане», а также опубликовано информационное сообщение о проведении общественных слушаний.

Въезд в ЗАТО г. Железногорск ограничен в связи с распространением коронавирусной инфекции, при желании истцы могли обратиться с заявлением о выдаче пропуска до момента установления правила о прекращении оформления пропусков, однако ни до, ни после этого истцами не сделано.

Истцы являлись либо слушателями, либо участниками слушаний, а потому принимали участие в слушаниях.

Информация о проведении слушаний опубликована 19.10.2020 на сайте Администрации 19.10.2020, в газете «Городи горожане» 22.10.2020, в газете «Транспорт России» 29.10.2020, «Наш Красноярский край» 30.10.2020.

Ссылки истцов, что голосование проведено с нарушением процедуры является оценочным суждением, доказательств незаконности принятого решения не предоставлено.

/…/

Представитель ФГУП «ГК» ФИО11 указал, что решение о выдаче пропусков может приниматься также руководителем ФГУП «ГХК», однако истцы не обращались с соответствующими заявлениями, общественные слушания не являются публичными мероприятиями, а потому довод истцов, что они проведены в условиях запрета на проведение публичных мероприятий несостоятелен, необходимость проведения обсуждения и слушаний на федеральном уровне не усыновлена, предусмотрено только обсуждение объекта экспертизы с общественностью на соответствующей территории, то есть на территории муниципального образования, где планируется хозяйственная деятельность, в связи с чем, отсутствие участников из других городов не свидетельствует о нарушении процедуры.

Регламент оглашен в начале общественных слушаний, процедура голосования по рекомендациям соблюдена, дистанционное участие не предусмотрено Положением и регламентом, организатор не обязан знакомить участников с регламентом.

/…/

В газете «Город и горожане» за № 43 от 22.10.2020 опубликовано Постановление Администрации ЗАТО г. Железногорск от 19.10.2020 № 1962, а также Информационное сообщение о проведении общественных обсуждений в форме общественных слушаний. Из данного информационного сообщения абз. 3 следует, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 N 440 (ред. от 17.03.2021) «О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 и 2021 годах» обсуждение проводится с использованием средств дистанционного взаимодействия.

Согласно от 30.11.2020 на слушания зарегистрировалось 64 человека – жители ЗАТО г. Железногорск, других регионов России, представители органов власти, общественных организаций ФГУП «ГХК». Дополнительно заказчиком обеспечена возможность ознакомления с ходом слушаний в режиме видеоконференции, в качестве слушателей зарегистрировались 38 человек, в ходе слушаний зафиксировано подключение входа и выхода 43 слушателя. Среди участников слушаний зарегистрирован истец Никифоров Алексей Владимирович, среди списка слушателей по видеоконференции истцы Елизарьева Евгения Валерьевна, Марьясов Федор Владимирович, Полякова Галина Геннадьевна, Смаглюк Алена Евгеньевна.

Истцы указали, что их права были нарушены, поскольку организатором не обеспечено участие истцов в слушаниях, истцы были введены в заблуждение относительно формы своего участия, поскольку из переписки через электронную почту им сообщили, что они вправе принимать участие в слушаниях дистанционно, в том числе голосовать по вопросам, поставленным на обсуждение в общественных слушаниях. Суд соглашается с позицией истцов и приходит к выводу о том, что организатором не в полной мере обеспечены требования Федерального закона от 21.07.2014 N212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» … поскольку информация о порядке проведения слушаний и определения их результатов заблаговременно не была обнародована.

Истцы ссылались на то, что организатором они были введены в заблуждение относительно формы своего участия, поскольку они полагали, что принимают участие в общественных слушаниях дистанционно, поскольку подключены к видеоконференции, а учитывая, что до них не было доведено о том, что к голосованию будут допущены только участники слушаний, они не реализовали свое право на личное участие в общественных слушаниях. В подтверждение своих доводов истцом Марьясовым предоставлена переписка с электронной почты рабочей группы — os.ghk@yandex.ru, согласно которой ему Оргкомитетом сообщено, что он может принять участие дистанционно и выступить перед участниками слушаний, а также что голоса всех участников будут считаться, и тех, кто примет участие очно и тех, кто примет участие дистанционно.

Суд приходит к выводу о нарушении прав истцов на доступ к участию в общественных слушаниях. Ссылку представителя ответчика о том, что общественные слушания проводятся в форме очного голосования, суд отклоняет.

Об ограничении свободного доступа к участию в общественных слушаниях свидетельствует и тот факт, что решением от 30.10.2020 №76 Комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности с 05.11.2020 прекращено оформление пропусков… Таким образом, у заинтересованных лиц не было возможности принять участие в проводимых общественных слушаниях при наличии указанного ограничения. Между тем административные истцы Полякова, Елизарьева, Подоляк проживают в г. Красноярске, и для въезда на территорию ЗАТО необходим пропуск.

Доводы представителя ответчика и третьего лица о том, что ни один из истцов с заявлением о выдаче пропуска не обращался и соответственно им не было отказано в выдаче пропуска суд признает неубедительными, поскольку исходя из данной информации об ограничении выдачи пропусков четко следует в каких случаях возможна выдача пропуска (похороны, уходя за тяжелобольными), учитывая изложенное именно на организатора общественных слушания возложена обязанность по обеспечению доступа к месту их проведения, что в данном случае не сделано.

Доводы представителя третьего лица о том, что лица, проживающие за пределами ЗАТО г. Железногорск не могут быть отнесены к заинтересованным лицам, суд находит несостоятельными, поскольку в данном случае слушания проводятся по иным основаниям, а именно Федерального закона от 10.01.2002 N7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и Федерального закона от 23.11.1995 N174-ФЗ «Об экологической экспертизе».

Учитывая, что ФГУП «ГХК» относится к 1 категории радиационной опасности и исходя из размеров его санитарно-защитных зон и зон наблюдения, то обстоятельство, что в анализируемых судом нормах права не содержится понятия заинтересованного лица, в том числе ограничения по территориальному признаку проживания, суд приходит к выводу, что оспариваемым постановлением непосредственно затрагиваются права и законные интересы граждан, проживающих на территории в том числе г. Красноярска.

В остальной части процедура проведения слушаний ответчиком не нарушена, суд соглашается с доводами представителя третьего лица о том, что истцы подменяют понятия** общественных слушаний и публичного мероприятия, которое в силу Федерального закона от 19.06.2004 N54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» проводится в иных целях и по иным основаниям.

Кроме того, того п. 1.9. Указа Губернатора Красноярского края от 27.03.2020 N 71-уг (ред. от 24.02.2021) «О дополнительных мерах, направленных на предупреждение распространения коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, на территории Красноярского края» об ограничении в месте проведения мероприятия не более 200 человек относится к конгрессной и выставочной деятельности, а не к проведению общественных слушаний.

На основании изложенного, руководствуясь гл. 15 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск удовлетворить. Признать незаконным Постановление Администрации от 10.12.2020 «Об утверждении протокола общественных слушаний на тему «Материалы обоснования лицензии (включая материалы оценки воздействия на окружающую среду) на осуществление деятельности в области использования атомной энергии «Эксплуатация опытно-демонстрационного центра по переработке отработавшего ядерного топлива ФГУП «ГХК», г. Железногорск Красноярский край. Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд…»

***

Как видите, дорогие мои, с выводами спешить не следует никогда. Если только вышестоящая инстанция не похерит тезис о законных интересах жителей окрестных территорий, то к следующим слушаниям зелёные радикалы вполне могут нагнать в Нашгород неопределённое количество участников, повлиять на мнение коих ОСОСа не способна примерно никак. Не исключено, стало быть, что мы в итоге получим такое антиядерное шоу, какого бывший Соцгород прежде не видывал. Особенно если в перспективе у них будет ещё проект ядрёного могильника.

Неудивительно, что краевой суд притормозил рассмотрение апелляционной жалобы ГХК: тут очень основательно подумать надо)))

.

* «Сегодня ГХК ведущее предприятие России по созданию полного технологического комплекса в области цивилизованного обращения с отработавшим ядерным топливом энергетических реакторов и замыканию ядерного топливного цикла. Стратегией развития предприятия намечено:

— Реконструкция «мокрого» хранилища ОЯТ с целью улучшения безопасности и увеличения емкости хранилища до 8600 т. в 2011 году с перспективой увеличения до 11000 т.;

— Строительство «сухого» хранилища ОЯТ реакторов РБМК-1000 и ВВЭР-1000. Ввод в опытно-промышленную эксплуатацию первой очереди в 2010 году.

— Создание опытно-демонстрационного центра (ОДЦ) по переработке ОЯТ с производительностью до 100 т/год по ОЯТ ─ 2015 год;

— Создание производства гранулята МОКС-топлива для обеспечения работы БН-800 (Белоярская АЭС) − 2012 год;

— Создание подземной лаборатории обращения ВАО − 2020÷2025 годы;

— Строительство реактора на быстрых нейтронах с целью демонстрации замыкания ядерного топливного цикла − 2020 г.;

— Создание крупномасштабного производства по переработке ОЯТ − 2025 ÷2030 годы».

** То-то хороновирус от наших понятий офигевает, должно быть!


Добавить комментарий

Этот сайт защищен reCAPTCHA и применяются Политика конфиденциальности и Условия обслуживания Google.