ЛЫБЕДИНАЯ РЕВНОСТЬ

Депутат Ташев после выборов разберётся и накажет всех подряд.

ЛЫБЕДИНАЯ РЕВНОСТЬ

Странный повод воскресить «Арбитрэши» нарисовался сегодня.

Загадочные технические работы в электронной базе данных российских арбитражных судов вызваны были, такое ощущение, коронавирусной инфекцией и серьёзно нарушили планы «Уран-Батора». Как любой советский человек, ваш покорный слуга надеялся, что всё наладится само собою, но нет. Старые ссылки обнулились в одночасье, и некоторые поисковые алгоритмы — вместе с ними. Пришлось восстанавливать систему, а сегодня и повод нарисовался для возвращения рубрики. Тоже довольно мутный, правда.

***

Эксперт объяснил нелепость загнивания в Красноярске космического будущего Украины

Украине все-таки следует запустить свой телекоммуникационный спутник «Лыбидь», который находится на хранении у России, поскольку аппарат, возможно, сможет проработать гораздо дольше заявленного срока, заявил газете ВЗГЛЯД бывший космонавт-испытатель, экс-сотрудник РКК «Энергия» Сергей Жуков.

В компании «Информационные спутниковые системы имени Решетнева», расположенной в городе Железногорске Красноярского края, сообщили, что украинский телекоммуникационный спутник «Лыбидь», который в 2014 году изготовила Россия, до сих пор не запущен. Сейчас он находится на ответственном хранении и с ним проводятся все необходимые процедуры, при этом на орбите он сможет проработать всего 10 лет вместо 15.

«От того, что спутник хранится, ему не становится лучше. Его надо вовремя запускать. Если Украина заказывала аппарат, то, скорее всего, были также заказаны услуги по запуску. Если этого не было сделано, то это более чем странно», – говорит Жуков. Эксперт объясняет, что находясь на Земле, космическая техника стареет. Существуют разные технические системы (жизнеобеспечения, радиосвязи, антенная, управлением движения и так далее), поэтому, по его словам, за время хранения может произойти все, что угодно. Исходя из жизненного опыта он рассказывает, что сами двигатели могут храниться достаточно длительное время, но спутник – это сложная, настроенная и тонкая система.

«Полагаю, что для Украины и сейчас есть смысл в том, чтобы запустить этот спутник, потому что изготовление нового аппарата – весьма дорогая вещь. Сейчас уже потрачены деньги. Конечно, запуск стоит соразмерных денег, но все-таки если спутник в рабочем состоянии, то он должен быть запущен», – считает Жуков.

Также эксперт акцентирует внимание на том, что если спутник рассчитан на определенное количество лет службы, то это совершенно не означает, что он проработает исключительно этот период. Вполне вероятно, что он выйдет из строя несколько раньше или позже намеченного срока. «Бывает, что спутники работают вместо 10 по 18 лет. В этом плане Украине может повезти. Космос – это агрессивная среда, но если аппарат сделан качественно, а его изготавливала наша крупнейшая профессиональная структура, вполне вероятно, что он отработает и больше этого срока», – подытожил Жуков.

Контракт на создание спутника «Лыбидь» был заключен в декабре 2009 года Национальным космическим агентством Украины с канадской компанией MacDonald, Dettwiler and Associates (MDA). Заказчиком является Украина, но юридически по этому спутнику работают российская компания «Информационные спутниковые системы имени Решетнева» (ИСС), которая отвечает за платформу аппарата, и канадская компания MDA, которая поставляет полезную нагрузку для него.

Запуск спутника с космодрома Байконур не состоялся до сих пор. Одной из причин задержек стали финансовые проблемы украинского предприятия «Южмаш». Готовый спутник «Лыбидь» с 2014 года находится на хранении в ИСС, также изготовлен разгонный блок «Фрегат-СБ» и головной обтекатель. Запуск планировался в 2018 году, потом в 2019-м, однако он так и не состоялся.

vz.ru.

***

Даже совершенно постороннему и равнодушному к космической тематике читателю в этом помоечном тексте видны сразу несколько несообразностей. Например, с какой радости комментировать состояние дел с украинским спутником вылез «бывший космонавт-испытатель»? Это по-любому лучше, конечно, чем Юрий Лоза, но в Россиюшке пока ещё найдётся примерно стопятьсот тысяч человек, разбирающихся в проблемах «Лыбидя» чуть-чуть получше, мягко скажем. А главное — полной загадкой является практический посыл заметки. Она для чего написана? Чтобы хунта срочненько изыскала денежек и разгрузила склад НПО ПМ?

Это не чересчур ли длинный и сложный путь? Тем более, что «в апреле 2013 года было объявлено, что запуск спутника связи «Лыбидь» намечен на 28 декабря 2013 года. Как сообщил глава НКАУ Ю.Алексеев, после запуска спутника связи вся связь госструктур Украины должна перейти на обслуживание через «Лыбидь» для обеспечения сохранения государственной тайны», — пишет wikipedia.org. Государственной тайны, понимаете? После крымнаша и Донбасса навряд ли Украина сохранила прежний оптимистический настрой в отношении собранной в России конструкции. И вообще:

«Одной из причин задержек с запуском спутника «Лыбидь» стали финансовые проблемы украинского предприятия «Южмаш», отвечающего за изготовление ракеты «Зенит», которая должна вывести спутник на орбиту. «Южмаш» добивался от «Роскосмоса» поставки двигателя для ракеты без оплаты, однако тот отказался это сделать. 30 мая 2016 года председатель ГКАУ Л.Сабадош сообщил, что запуск спутника отложен из-за финансовых проблем у канадских партнёров.

21 июля 2016 года гендиректор компании «Информационные спутниковые системы» Николай Тестоедов уведомил Украину о скором истечении срока гарантийного хранения спутника «Лыбидь». От украинской стороны требуется принять решение, дальше хранить аппарат на территории России или вернуть его на Украину. 17 ноября 2017 года глава ГКАУ Павел Дегтяренко заявил, что спутник предположительно будет запущен во второй половине 2018 года. 17 сентября 2018 года Дегтяренко сообщил, что запуск перенесли на август 2019 года…»

Геополитика-с! Более развёрнутая и захватывающая версия происходящего с «Лыбидью» воспроизводилась «Уран-Батором» в своё время:

«В конце 2009 года Национальное космическое агентство Украины, позднее переименованное в Государственное космическое агентство, подписало контракт с канадской компанией MacDonald, Dettwiler and Associates Ltd., которая должна была изготовить первый украинский спутник связи и построить на территории Украины объекты наземной вспомогательной инфраструктуры для его использования (два центра контроля и управления полётами).

Общая сумма контракта составила 254 млн долларов США, запуск спутника был запланирован на ракете-носителе «Зенит-3SLБ» с космодрома Байконур в 2011 году. Еще не построенному спутнику дали гордое имя «Лыбидь». Финансировало проект канадское экспортное агентство EDC, которое выдало Украине кредит в размере 292 миллиона долларов под гарантии украинского правительства…

«Перенесение старта связано с финансированием строительства спутника, который будет мощнее, чем ранее планировалось», — писали украинские СМИ. Как теперь выясняется, проблема была в другом: канадцев сильно насторожило движение денег, выделенных на проект, через фирмы-посредники, из-за чего стабильность финансирования была нарушена. Кроме того, деньги для производства ракеты-носителя до предприятия «Южмаш» вообще не дошли.

Канадские партнеры потребовали новых инвестиций. Дело в том, что после воссоединения Крыма с Россией на территории полуострова осталась станция управления полетами в Евпатории, которую планировалось задействовать в проекте. Строительство новой канадцы расценили как форс-мажор…

В конечном счете канадцы завершили постройку многострадального аппарата и передали его на хранение российскому АО «„Информационные спутниковые системы“ имени академика М.Ф.Решетнёва». Но, поскольку носитель «Зенит» Украиной для этого запуска так и не был построен, «Лыбидь» вот уже третий год совершает витки вокруг склада.

Осенью 2017 года на Украине заговорили о том, что ракета-носитель под запуск готова на 85 процентов и старт может состояться до конца года. Но фактически на Байконуре есть только одна ракета «Зенит», которая 26 декабря 2017 года должна вывести на орбиту первый ангольский телекоммуникационный спутник AngoSat-1. В ноябре 2017 года гендиректор ИСС Николай Тестоедов заявил, что адаптация «Лыбиди» под запуск при помощи другого носителя, может занять от нескольких месяцев до года…»

Специально для гордого российского сердца — патриотическая картиночка из рунета:

Теперь про дружеский африканский ренессанс. Специально под проект «AngoSat-1» российское правительство обеспечило нуждающимся чернокожим братьям госгарантию в размере $430 млн, однако на пользу Анголе эти деньги не пошли.

«Изначально спутник должен был быть запущен в первой половине 2016 года с использованием ракеты-носителя «Зенит-3SL» с «Морского старта». Однако в связи с разрывом отношений между Россией и Украиной, вызвавшим проблемы с комплектацией российскими элементами ракеты-носителя украинской компанией «Южмаш», запуск решили произвести с помощью ракеты-носителя «Ангара-A5» на космодроме «Плесецк».

После продажи «Морского старта» и появления в России негосударственной компании, оказывающей пусковые услуги, было решено вернуться к первоначальному варианту — использовать ракету-носитель Зенит-3SLБ, но запустить её с космодрома «Байконур», так как на Байконуре находится ракета «Зенит-3SLБ», которую планировалось использовать для вывода на орбиту другого спутника «Спектр РГ».

Позднее предварительная дата запуска переносилась на сентябрь, октябрь, ноябрь, на 7 декабря, на 26 декабря 2017 года в связи с выявленной в середине ноября технической неисправностью при заправке разгонного блока «Фрегат» в виде двух неудалённых резиновых заглушек в заправочном коллекторе системы заправки разгонного блока.

Старт был осуществлён 26 декабря. После отделения от разгонного блока спутник вышел на связь, но впоследствии связь с ним была утеряна. 15 января появилось сообщение, что из-за проблем с электропитанием специалисты РКК «Энергия» были вынуждены перевести космический аппарат в режим энергосбережения. В 20 числах апреля министр телекоммуникаций и информационных технологий Анголы заявил что «Ангосат-1» официально признан неработоспособным и Россия обязана построить новый спутник».

И вот ещё интересно:

«Маршевая двигательная установка спутника является электрореактивной и состоит из восьми плазменных двигателей СПД-70 производства ОКБ «Факел». Потребляемая мощность одного двигателя – 0,66 кВт, суммарная максимальная тяга двигателей – 0,32 Н. Питание бортовых систем проводится по трем шинам с напряжением 28, 50 и 100 Вольт. Российская аппаратура традиционно работает на 28 В, но для полезной нагрузки и электрореактивных двигателей требуется питание по 50/100-вольтовым шинам.

На спутнике установлен блок литий-ионных аккумуляторных батарей 22×2ЛИ-85 производства ПАО «Сатурн» номинальным напряжением 80 В и энергоемкостью 16,8 кВт*ч. Новый модуль контроля и управления, обеспечивающий выравнивание напряжения на всех элементах аккумуляторной батареи, по заказу ПАО «Сатурн» разработал НИИ автоматики и электромеханики ТУСУРа. Аппаратура регулирования и контроля и аппаратура питания и управления системы энергоснабжения спутника разработаны московским АО «Авэкс». Именно это устройство раздают энергию на три шины питания с разным напряжением.

Пока ситуация выглядит так, будто на спутнике штатно работают только базовые бортовые системы, питаемые по шине с напряжением 28 В. Если задействовать 100-вольтовую шину так и не удастся, аппарат не сможет достичь точки стояния, да и имеющейся энергии в любом случае не хватит для питания транспондеров. Очевидно, что сбой дала аппаратура, не имеющая летной квалификации. По сходным причинам был потерян израильский спутник Amos 5.

Инженеры ИСС им. Решетнева сделали выводы и больше таких ошибок не допускали, но выводы сделал и заказчик – спутник Amos 6 был создан уже без участия России. Аналогично поступила индонезийская компания Telkom, заказавшая спутник Telkom-3S у европейской Thales Alenia Space. Из стран постсоветского пространства от сотрудничества с предприятиями Роскосмоса отказались Азербайджан (Orbital ATK) и Туркменистан (Thales Alenia Space). Новых зарубежных заказов у российских предприятий сейчас нет…»

А так-то хохлы, конечно, редкостные лохи, да. Экс-космонавт Жуков зря не скажет. «Воротись, поклонися рыбке!» (с).

***

Впрочем, поскольку применительно к «Лыбеди» никто не говорит об оплате изготовления самого аппарата, а речь всегда ведётся исключительно о финансовых и политико-технических проблемах запуска, железным горцам судьба этой железяки должна быть абсолютно безразлична. Другое дело — сама «решетнёвская фирма». Пока мы на пальцах пересчитывали по три раза (тут бывшее НПО ПМ уверенно лидирует) в день коронавирусных больных, в экономике предприятия продолжали развиваться прежние тенденции.

В июне министерство обороны обратилось в арбитражный суд Москвы с иском о взыскании с АО «ИСС» двадцати миллионов рублей с копейками. Потом последовало требование неустойки «за период с 26.10.2017 года по 25.07.2018 года, по государственному контракту №1420187309511010128000871/З/2/1/16-14-ДОГОЗ от 01 сентября 2014 года». Цена вопроса была тоже не высока, всего 25,5 миллиона, но тут ведь внимание дорого, а не подарок, вы же понимаете?

Параллельно «звёздная фирма» и сама активничала в судах, и уж здесь-то суммы были вполне заоблачными. В августе, например, Тестоедов потребовал со ФГУП «ГВСУ №9» неустойку «по договору № 69/14-Ф от 27.04.2015» в размере 29.232.219.152 рубля и 14 копеек. Да-да, двадцать девять миллиардиков всего-навсего. А через два дня вдогонку банкроту полетел примерно аналогичный иск на 2.690.902.500 рубликов. Перевооружение производства суть дело не очень дешёвое, как ни крути.

Военные, со своей стороны, залимонили бывшему «Сибхимстрою» только в августе финансовых претензий на 353 миллиона целковых. Имущество предприятия сейчас активно распродаётся, как мы ранее докладывали. Депутат Ташев сильно переживает по этому поводу, говорят, и намерен после выборов принять самые строгие меры к виновным.

А хохлы, они, конечно, лохи, кто бы спорил. Просрали страну и космос.

Добавить комментарий

Этот сайт защищен reCAPTCHA и применяются Политика конфиденциальности и Условия обслуживания Google.